Новости Next Home

«Гибкость в условиях, когда застройщики борются за все меньшее число заказчиков, становится ведущей»

На форуме Next Home обсудили уход западных брендов и адаптацию жилых проектов к новым условиям

Жилые проекты переживают трансформации в сложившейся социально-экономической ситуации и подстраиваются под новые покупательские сценарии. На рынке заметен спрос на квартиры с финишной отделкой и гибкими планировочными решениями. К работе над жилыми проектами активно подключаются не только архитекторы и дизайнеры, но и российские производители и поставщики брендов, которые предлагают готовые решения для застройщиков и покупателей.
Гибкая планировка

Исследование, проведенное девелоперской компанией UDS group при разработке проекта жилого комплекса в Ижевске, показало, что на фоне роста стоимости жилья и сокращения площади лота, покупатели больше внимания стали обращать на планировку. Будущие владельцы ожидают увидеть в новых квартирах места для хранения и возможность организовать личное пространстве для отдыха, что актуально для семей с детьми.

«Планировки являются одним из ключевых критериев, по которым клиенты готовы нас рекомендовать». Александра Желтышева, руководитель направления стратегического анализа и планирования в UDS

UDS group выводит на рынок предложения с учетом потребностей клиентов и делает акцент на гибких планировках. «Квартира должна подстраиваться под человека, а не наоборот. Например, в ЖК Kinetic в квартире 53 кв. м выделено помещение 7 кв. м, в котором можно организовать кабинет или, если он не нужен, большой гардероб», – приводит пример Александра Желтышева, руководитель направления стратегического анализа и планирования в UDS.
Большинство застройщиков выносят часть функции квартиры за ее пределы. Самый распространенный пример – это создание зоны хранения в МОПах или в подвалах жилых комплексов. Рост популярности гибридного формата работы подталкивает девелоперов переносить из квартиры в холл рабочее пространство.

Создание комьюнити, оффлайн-сообщества – еще один тренд на рынке жилой недвижимости. «Действующий пример – это зона с телеэкраном на первом этаже в ЖК в Ижевске. Это пространство используется родителями, которые отправляют детей вместе смотреть мультфильмы, и соседями и для просмотра спортивных соревнований. Такое решение сохраняет психическое здоровье хозяек квартир, у которых на их кухне и в гостиной не собирается толпа людей», – рассказывает Александра Желтышева, руководитель направления стратегического анализа и планирования в UDS.

«Планировка способна сохранить семью». Александра Желтышева, руководитель направления стратегического анализа и планирования в UDS
Некачественная работа застройщика является драйвером развития для дизайнерского сообщества, отмечает Нина Целёва, основатель бюро «Артформа». По ее словам, подавляющее большинство клиентов B2C приходят к ней с запросом исправить предложенную застройщиком планировку.

Самой распространенной проблемой планировок является кухня с островом, рассказывает Ольга Ковалева, архитектор, дизайнер, основатель студии «Крафт Декор». «Многим кажется, что если площадь позволяет, то можно без проблем поставить посередине кухонный остров со сложной инженерией, но зачастую это не так, существует масса ограничений», – добавляет Ковалева.

Технику нужно учитывать в проекте на этапе планирования кухонного пространства. «На рынке сейчас доступны разные решения, например, не только традиционные пристенные вытяжки. Вытяжки могут интегрироваться в столешницу. Варочные поверхности с вытяжкой оснащаются фильтрами, которые очищают помещение от любых запахов, что актуально для популярного решения – кухни, совмещенной с гостиной», – рассказал Семён Мальков, директор мультибрендового холдинга бытовой техники «Хомаер».
Квартиры с финишной отделкой

Главным драйвером повышенного спроса на квартиры с отделкой стал рост сделок с привлечением ипотечного кредитования, которое позволяет включить в кредит затраты на ремонт и отделку.

По данным ГК ФСК с августа по декабрь 2022 года количество ипотечных сделок возросло до 93%. Для сравнения годом раньше цифры за этот же период составили всего 55%.

Предложения с финишной отделкой переживали не только взлеты. Весной 2022 года, когда многие европейские бренды уходили с российского рынка, этот продукт столкнулся с серьезными вызовами. Проектные решения удалось сохранить благодаря импортозамещению. Отделочные материалы и оборудование девелоперы берут не с потолка, отмечает Илья Илюхин, начальник отдела архитектуры и дизайна ГК ФСК. «К работе над проектами привлекаются, как правило, крупные архитектурные бюро. Мы не исключение и обратились в бюро «Артформа» для того, чтобы они помогли нам перенести свой опыт в создание нового продукта для премиум-класса», – рассказал эксперт.

Сегодня примерно четверть всех квартир ГК ФСК продается с готовой отделкой, половина всех квартир доступны в предчистовой отделке и только меньше чем 20% идут без отделки. «Для комфорт-класса квартира без ремонта это большая редкость», – отмечает Илюхин.
Квартиры с финишной отделкой, готовые для проживания, включают стандартные решения. В то же время крупный отечественный производитель мебели Mr. Doors нашел для девелоперов способ удовлетворить спрос на индивидуальные проекты с себестоимостью, близкой к типовым. «По сути индивидуальный проект заключается в комбинации элементов типовых решений, которые уже запущены в массовое производство и не требуют отливки специальных форм», объясняет Максим Валецкий, сооснователь мебельной компании Mr. Doors.

Гибкость в условиях, когда застройщики борются за все меньшее число заказчиков, становится ведущей, считает Валецкий и добавляет, что интеграция гибких решений от производителей в гибкие планировки от застройщиков имеет огромный потенциал, так как может удовлетворить разные потребности покупателей. По мере увеличения конкуренции в разных сегментах строительства тенденция к гибким решениям будет распространяться из премиального сегмента в более дешевые сегменты девелопмента, считают эксперты. Сегодня в борьбе за клиентов девелоперы проводят собственные исследования потребительского рынка, как UDS group, и привлекают архитектурные бюро c экспертизой и знанием вкусов целевой аудитории, как ГК ФСК, чтобы избегать ошибок в проектировании и дизайне интерьеров.