Новости Next Home

«Взаимодействие с современным искусством может привести к большой успешности проекта»

Отдельную сессию Next Home посвятили арту, который становится главной ценностью девелоперского продукта

Помимо ландшафтного дизайна, зон отдыха и лайфворкингов, девелоперы все чаще задумываются о создании на территориях объектов недвижимости арт-объектов. Это могут быть граффити на фасадах и стенах, необычные скульптуры или интерактивные инсталляции. Эксперты Next Home уверены, что искусство в городской среде, или паблик-арт, не просто положительно влияет на жилую и коммерческую архитектуру, но позволяет застройщикам быстрее окупать вложения в недвижимость.

В Азии строительные компании должны не меньше 0,5% от стоимости здания направить на арт, поэтому возле каждого объекта недвижимости можно увидеть прекрасную скульптуру, рассказал Юлий Борисов, руководитель архитектурного бюро UNK. Такое условие имеет под собой рациональную основу. Взаимодействие с современным искусством может привести к огромным медиа охватам и к большой успешности проекта, подчеркнуть уникальность проекта и повысить узнаваемость здания, объясняет Дарья Кузнецова, директор HSE ART GALLERY.
Отечественная практика это подтверждает. Например, на фасад бизнес-центра «Академик» на проспекте Вернадского архитекторы UNK перенесли портрет Владимира Вернадского, а запоминающейся деталью стали очки академика. «Выражение «встречаемся под очками» уже стало настоящим мемом», отмечает Юлий Борисов. Девелоперская компания ANT Development в честь открытия офиса продаж элитного жилого комплекса Victory Park Residences презентовала картины Семена Файбисовича, которые затем передала в дар Государственной Третьяковской галерее. По словам Дарьи Кузнецовой, директора HSE ART GALLERY, спустя пять или семь месяцев после того, как девелопер начал программу взаимодействия с современным искусством, у него раскупили половину лотов, несмотря на то, что речь шла не об эконом-классе. «В этом случае люди покупали не столько квартиру, сколько образ жизни», объяснила феномен арт-пространства Кузнецова.

«Людей меняет интерьер, в котором они живут, то, в чем они находятся большую часть жизни». Виктория Киорсак, дизайнер интерьеров, основатель и глава Victoria Kiorsak Interiors and Architecture

В России застройщики не выделяют специально бюджет на арт. Публичного искусства в стране пока нет, оно только зарождается, считает Олег Гончаров, руководитель «Центра креативного девелопмента» Школы дизайна НИУ ВШЭ, на базе которого создается платформа для прямого взаимодействия заказчиков и авторов креативных концепций и управления креативными проектами. Гончаров, сооснователь дизайн-завода «Флакон» и арт-парк Никола-Ленивец, использует в новой работе богатую экспертизу по развитию пространств и культурных проектов.
«Искусство в публичном пространстве – это во многом ДНК территории. Художник заходит первый на объект, проявляет его смысл и становится брендмейкером территории». Олег Гончаров, руководитель «Центра креативного девелопмента» Школы дизайна НИУ ВШЭ

Гончаров подчеркивает, что сегодня искусство в публичном пространстве не может создать один художник, важна междисциплинарность. Речь идет о технологической команде проекта, в которую будут входить те, кто отвечает за архитектуру, ландшафтное проектирование, дизайн, мультимедийную и инженерно-технологическую составляющие.

Сложные арт-проекты уже существуют в столице и регионах. Осенью 2023 года запланировано открытие амбициозного медиа-арт-центр на территории индустриального парка на Рязанском проспекте, который, по словам Гончарова, станет «чем-то между «Мутобором» и «Тейт Модерн»». Среди региональных объектов выделяется аэропорт «Гагарин» в Саратове. Неотъемлемой частью его интерьера стала серия интерактивных инсталляций, превративших здание аэропорта в интерактивный музей. Экспозицией занимался целый консорциум, все арт-решения были учтены на этапе проектирования. В том числе RADUGA design, входящая в топ категории «3D графика и анимация», отвечали за программирование медиа-контента, а компания «Макрофабрика» по проекту Nowadaуs изготовила стелу — кинетическую скульптуру перед входом.

При всех подвижках в развитии паблика-арта эксперты говорят о недостатке специалистов. В серьезных проектах городской среды, в создании скульптур до сих пор не используется раскрученный искусственный интеллект, который не может заменить масштаб личности художника, признается Виктория Киорсак, дизайнер интерьеров, основатель и глава Victoria Kiorsak Interiors and Architecture.
«Крайне не хватает скульпторов, которые могут в симбиозе с архитекторами улучшить продукт». Юлий Борисов, руководитель архитектурного бюро UNK.

Подготовкой и продвижением художников занимается HSE ART GALLERY. Галерея работает в основном с банковскими и гастрономическими проектами. По словам основательницы Дарьи Кузнецовой, опыта работы с девелоперам над жилищными проектами пока не было. Среди тех, кто готовит будущие кадры для паблик-арта – школы дизайна НИУ ВШЭ, которая работает не только как образовательное учреждение, но и как креативное агентство, способное обслуживать любые коммерческие заказы.

Девелоперы иногда сами выступают в качестве просветителей и презентуют российские галереи и актуальных художников. «Большой фестиваль паблик-арта совместно с девелоперской группой «Интеко» провела галерея ГУМ-Red-Line. Компания Capital Group создала фонд содействия современному искусству Capital Group Art Foundation, каждый из предметов коллекции специально подбирался для того или иного здания и пространства», – напомнила Кузнецова.

Молодым художникам помогает стать узнаваемыми и студия Peakart, которая занимается оформлением коммерческих пространств, превращая однообразные офисные интерьеры в арт-пространства. «С помощью open call мы отбираем авторов, обеспечиваем им техническую и кураторскую поддержку», – отметила Камбиби Кононина, директор по развитию студии Peakart. Один из последних проектов, над которым работала большая команда художников, используя технику академистов, трафаретные приемы и стрит-арт, стал коворкинг внутри штаб-квартиры Сбербанка. «Сбербанк посчитал необходимым внутри своего огромного бизнеса организовать арт-зону и сделал конкретный заказ. Еще шесть лет назад, пожалуй, я вряд ли могла себе такое представить», – говорит Камбиби Кононина.

Пока у застройщиков растет интерес к паблик-арту, специалисты активно занимаются поддержкой студенческих образовательных программ, а художники, галеристы и креативные менеджеры ждут новых городских и девелоперские заказов, интегрированных с искусством.