Новости Next Home

Алена Стаценко: Хочется верить в то, что сейчас расцветет поколение дизайнеров-предметников

Основатель студии Insight Мастерская Дизайна.

- Назовите основные вызовы, стоящие сегодня перед вами в новой ситуации в работе по текущим проектам.
Некоторые проекты, по которым планировалось подписать договор, пришлось отложить или отменить – многие клиенты решили продать недвижимость или приняли выжидательную позицию, потому что сейчас ситуация такая, что живем сегодняшним днем. Поток проектов значительно уменьшился. К счастью, многие заказчики, у кого объекты уже в процессе ремонта, понимают, что нужно либо повысить бюджет, чтобы получить в результате то, что закладывалось в дизайн-проект, либо искать замену и подбирать заново многое из предметов интерьера и отделки. Во втором случае дизайнер вправе повторно запросить стоимость работы, т.к. это обстоятельства, которые дизайнеры не могли предвидеть и свою работу уже выполнили. Конечно, чтобы сохранить качество и доверительные отношения с клиентами приходится идти на компромиссы.

Далеко не каждый заказчик понимает, что в текущий ситуации найти производителей желаемого качества и по низким ценам стало практически невозможно. Кто-то из производителей поднимает цены, пытаясь хорошо заработать, кто-то только по причине дефицита и завышенных цен на комплектующие, без которых они сами не могут работать. Клиенты настаивают на том, что они уже заплатили за проект, согласовали бюджет и проблемы других их не интересуют.

Кроме того, многие дизайнеры вынуждены идти на такой шаг, как выполнять реплики европейских брендов на местных фабриках. Большинство дизайнеров долго боролись с плагиатом и нарушением авторского права, прививая чувство стиля своим клиентам и честь владения оригиналом дизайнерской мысли, а не подделкой. Теперь это станет просто неизбежным, если нет желания или возможности придумывать новое, ну или хотя бы «красть, как художник», т.е. перерабатывать чужие идеи во что-то видоизмененное. Хочется верить в то, что сейчас расцветет поколение дизайнеров-предметников. В России подобных дизайнеров достаточно, но это направление до текущего момента было совершенно не востребовано.

Еще один вызов – найти действительно качественных производителей, которым можно доверить свои идеи и деньги клиента. Очень надеюсь, что времена нечистого заработка и «пропадающих в никуда после оплаты» компаний прошли и на рынке останутся только те, кто заботится о репутации и клиентоориентирован.

- Какие новые шаги Вы предпринимаете в своей деятельности по текущим проектам?
До скачка цен я с клиентами старалась максимально быстро вносить оплату на все возможные позиции, ранее заложенные в проект, чтобы успеть забронировать предметы интерьера и зафиксировать цены. По некоторым еще неоплаченным заказам вынуждена искать других производителей, но, к счастью, многие из чертежей мебели на заказ я делаю сама, а не производитель, поэтому не приходится тратить время на переделку чертежей. Т.о. просчет стоимости у нового производителя происходит быстрее.

- Были ли у Вас планы по новым проектам и какие трудности Вы здесь видите уже сегодня?
Планировала начать 3 проекта – квартира в Москве, дом в США и Испании. Квартиру клиент решил продать, зарубежные проекты отменились по понятной причине: невозможность оплатить работу, сложности с выездами для ведения надзора.

- В связи с уходом IT-компаний и обеспечения, есть ли варианты замены программ вроде Photoshop, 3dMax и др?
Некоторые из этапов дизайн-проекта я отдавала на аутсорс (чертежка, визуализация) более сильным специалистам, чем я, чтобы не терять качество и свое время больше уделять концептуальной части. Поэтому не могу сказать про варианты замены, но скорее всего эти специалисты будут вынуждены либо пользоваться пиратскими программами, либо переучиваться на программы, доступные нам сейчас. И, таким образом, в разы завышать стоимость своих услуг, потому что у них не остается другого выбора. Как и нам, дизайнерам, завышать цену своих услуг для клиентов.

- Насколько изменился порядок цен на материалы и какие риски (процент роста цен) Вы закладываете в сметной документации в текущий момент?
В попытке пошутить скажу, что ориентируюсь на рост цен на сахар и гречку, подгузники и «ценные бумаги» (туалетную бумагу и бумагу для принтеров). Примерно такой же рост ожидаю и на рынке материалов и производства.