Новости Next Home

Дмитрий Лукьянчиков: Бизнес экстренно переходит в режим экономии


Дмитрий Лукьянчиков – основатель и управляющий партнер проектного бюро РАЗУМ, основатель рекрутинговой компании APORA Recruiting.
Проектное бюро РАЗУМ имеет многолетний опыт разработки рабочей документации внутренней отделки помещений и инженерных систем зданий в сферах коммерческой и жилой недвижимости.

- Назовите основные вызовы, стоящие сегодня перед вами в новой ситуации в работе по текущим проектам.

Довольно большой объем разрабатываемой нами проектной документации составляют объекты коммерческой недвижимости, офисы российских и международных компаний. На сегодняшний день есть понимание того, что многие компаний заморозили, отложили на неопределенный срок будущие проекты, переезд в новые офисы, реновацию существующих офисных пространств. Бизнес экстренно переходит в режим экономии и зачастую переезд или улучшение текущих условий не является приоритетным в сложившейся ситуации. 

- Какие инициативы вы предпринимаете в своей деятельности по текущим и новым проектам?

По новым и текущим проектам в начальной стадии основной проблемой на сегодняшний день является неопределенность с возможностью поставки импортных строительных материалов и инженерного оборудования. В проектах офисов и премиального жилья доля иностранных комплектующих может составлять более 70% бюджета строительства объекта. Новые поставки из США и Европы приостановлены, с поставками из других регионов тоже есть логистические трудности. Так же нет стабильного понимания цен, в том числе и на российские строительные материалы, некоторые из которых уже подорожали на 20-30%. А наши заказчики зачастую хотят понимать бюджет строительства на начальном этапе проектирования или просят проектировать под уже заданный бюджет.
Соответственно, исходя из сложившейся ситуации, в своих проектных решениях мы предлагаем все возможные альтернативные варианты российского или азиатского производства, оперативно взаимодействуем с поставщиками оборудования, от которых в первую очередь зависит дальнейшее развитие ситуации.

- Если вы принимаете участие в разработке проектов совместно с м/н компаниями, как ведется работа в текущих условиях?

На сегодняшний день мы участвуем в разработке документации для международных компаний. Эти проекты находятся в стадии завершения и реализуются нашими заказчиками - строительными компаниями. Новые потенциальные проекты международных компаний, в которых мы предполагали участие. пока приостановлены на неопределённый срок.

- В связи с уходом IT-компаний и обеспечения, есть ли варианты замены программ вроде Photoshop, 3dMax и др?

Основным поставщиком программного обеспечения, которое мы используем в работе, является компания Autodesk, это программные комплексы Autocad и Revit, а также решения от компании MagiCAD group. Компания Autodesk объявила о приостановке деятельности в России, не об уходе. На сегодняшний день все ПО работает, возможность приобрести дополнительные лицензии тоже осталась. В качестве подстраховки у нас есть старые коробочные версии продуктов с бессрочной лицензией, в которых можно эффективно продолжать работу. Возможны проблемы с облачными сервисами предоставляемыми Autodesk, но мы в своей работе изначально приняли решение использовать собственные серверы и придерживаемся этой стратегии. Это сложнее, но надежнее. Поэтому особых проблем связанных с ПО в перспективе ближайших нескольких лет я не вижу.

- Какие виды строительных материалов, инженерии пока трудно заменить импортозамещением?

Заменить можно все, не только импортозамещением, но и поставками из других регионов. Более того многие производители из ЕС готовы поставлять материалы, дело за поставщиками, наладить логистику и определиться с ценами. Надеюсь, курс рубля стабилизируется в ближайшее время и поставщики оперативно наладят свою работу. В сфере высокотехнологичного оборудования текущая ситуация наложилась на дефицит, возникший по вине пандемии, но и эта проблема решаема, понятно, что с ощутимым ростом цен.
Но есть и плюсы для наших потенциальных заказчиков (иностранных компаний), которые продолжат работать и развиваться в России, и российских импортеров, для них стоимость наших проектных работ, а также стоимость строительно-монтажных работ значительно подешевела в валюте, в связи с падением рубля, ставки аренды тоже упали. На рынке труда в последний год складывалась ситуация огромного дефицита высококвалифицированных кадров. В связи с падением доходов иностранцев в рублях будет значительный отток экспатов из России. Поэтому компаниям необходимо привлекать сотрудников более качественными условиями труда и одним из самых важных факторов является офис. Так что, для компаний, которые хотят развиваться, самое время в сложившихся обстоятельствах обострить борьбу за квалифицированные кадры и продолжить улучшать условия труда своих сотрудников обновлением офиса.