По нашим оценкам, китайский сценарий в России крайне маловероятен, поскольку с введением в 2018 году проектного финансирования и эскроу-счетов на рынке происходит консолидация вокруг ключевых застройщиков, которая сопровождается уходом мелких ненадёжных игроков, вызванным неспособностью адаптироваться к новым требованиям законодательства.
Таким образом, значительный объём текущего строительства приходится на крупных девелоперов, которые обладают и высокой степенью доверия со стороны населения, и достаточными запасами ликвидности, а также предлагают субсидированные ипотечные ставки, что формирует дополнительный рост спроса на их объекты.
Вероятность повторения китайского сценария с массовым сносом домов у нас вряд ли возможна. В КНР немало проектов жилищного строительства были завязаны на такие же проекты развития промышленности в новых городах и районах, которые из-за пандемии в итоге не были реализованы. У нас нет таких масштабов строительства, застройщики тщательно оценивают потенциал спроса на квартиры.
В целом в продаже сейчас не больше 30% от суммарного числа строящихся квартир, поэтому жесткого и долгосрочного дисбаланса спроса и предложения не будет.
Рынок недвижимости в России жив и вполне успешен, несмотря на трудности, с которыми ему регулярно приходится сталкиваться. Игроки рынка демонстрируют высокую адаптивность.
После рекордного спроса в первом квартале и снижения во втором мы наблюдаем существенное восстановление покупательской активности, поэтому о «невостребованности жилья» говорить не приходится. Я убежден, что в России новостройки сносить не будут точно — они найдут своих покупателей. Более того, сегодня наблюдается обратный процесс, когда девелоперы выкупают нерентабельные торговые центры вместе с землёй, чтобы на их месте строить жильё.
В январе — феврале наблюдался рост спроса, поскольку покупатели стремились завершить сделки по выгодным условиям в ожидании ужесточения ДКП. В марте активность возросла ещё больше ввиду событий вокруг Украины: в моменты экономических потрясений люди стремятся вложить сбережения в недвижимость как в самый надёжный актив, была значительная доля сделок с наличными деньгами. В апреле — мае спрос резко упал из-за повышения ставки, стремительного роста цен и общей неопределённости.
Уже в июне — июле активность на рынке недвижимости начала восстанавливаться за счёт снижения ставок и программ со стороны застройщиков, тем не менее продажи остаются ниже прошлогодних значений.
Спрос на «вторичку» сильно просел из-за отсутствия государственных льготных программ по ипотеке, без которых в текущих условиях невыгодно покупать вторичное жильё (хотя и с учётом льготных ставок было бы невыгодно). Помимо этого сжалось предложение из-за неопределённых экономических условий: люди решили переждать кризис с квартирой, а не с рублями. Всё это привело к снижению цен.
На фоне неблагоприятных условий на вторичном рынке сокращается и активность на первичном, поскольку значительная доля сделок по покупке новостроек заключается с использованием средств с продажи квартиры. При этом доля срочных продаж квартир по причине переезда из России не оказала сильного влияния на рынок: как правило, продавцы стремятся как можно скорее заключить сделку и готовы пойти на уступки покупателю.
На «Авито недвижимости» спрос на новостройки в августе 2022 года относительно июля текущего года увеличился на 9,4%. Больше всего пользователи платформы интересовались двухкомнатными и трёхкомнатными квартирами. На первичный рынок повлияло снижение льготной ставки по ипотеке: ставки стабилизировались, потребители перестали ждать новых снижений, и это подтолкнуло их не откладывать покупку.
Средняя стоимость квартир на рынке первичной недвижимости почти не изменилась: она снизилась на долю от 0,2% до 2% в зависимости от планировки. Цены 1 кв. м. в августе 2022 года по сравнению с июлем этого же года снизились на двухкомнатные (–2,6%) и трёхкомнатные (–1,8%) квартиры.
Нынешнее изменение цен связано с экспозицией. По нашему прогнозу, в ближайшей перспективе цены не снизятся сильно, но и резкого роста, как, например, в прошлом году, тоже не предвидится. Скорее всего, будет происходить незначительная корректировка по мере продвижения стадий проектов от котлована до сдачи.
Растёт себестоимость строительства за счёт увеличения стоимости материалов, и девелоперы вынуждены закладывать это в конечный прайс. Из-за санкций усложняется логистика и материалов, и оборудования, что влияет на сроки реализации проекта в целом.
В целом основная проблема рынка недвижимости в России сейчас — это падение спроса. Во втором квартале текущего года число договоров долевого строительства сократилось на 42% относительно аналогичного периода 2021 года. Объём строительства при этом сохраняется на уровне прошлого года: порядка 100 млн кв. м сейчас возводят российские застройщики в разных городах. Поэтому объём предложения строящегося жилья вырос примерно на 20–30% относительно аналогичного периода прошлого года.
Застройщики ограничивают предложение и удерживают цены, чтобы сохранить доходность, поэтому рентабельность остается довольно высокой, но всё же несколько снизилась. Возьмем для примера последнюю отчётность ЛСР, согласно которой чистая маржа по итогам первого полугодия 2022 года снизилась с 10,4% годом ранее до 9,8%.
Сейчас застройщики стимулируют активность клиентов скидками, дополнительным субсидированием ипотечных ставок в рамках программ господдержки жилищного кредитования, предлагают гибкую рассрочку, трейд-ин. Нужно время, чтобы понять, насколько эффективно работают антикризисные меры, и с этой точки зрения осень будет показательным периодом. Полагаю, необходимо дальнейшее снижение ставок по ипотеке на вторичное жильё, чтобы ускорить продажи старых квартир. Вырученные от этого средства будут быстрее перетекать на рынок новостроек, что ускорит его восстановление.